Беседа Morrie и HYDE для сайта Натали

Дата: сентябрь 2013 года
Источник: Natalie.mu
Перевод: Любовь Чачанидзе
Морри_Хайд

Совместное интервью Морри и Хайда

Вслед за беседой Морри и Киехару помещаем беседу с Морри и Хайдом. Хотя им доводилось выступать на одной сцене, но совместное интервью они дают впервые. В этот раз разговор велся о первом впечатлении и привлекательных качествах друг о друга, а затем Хайд задавал Морри вопросы о процессе записи альбомов в 80-е годы, так что беседа получилась очень интерсной.

И: Хайдо-сан, когда Вы впервые узнали о DEAD END?
Н: Примерно со времен «SHAMBARA»(альбом, выпущенный в 1988 году). В нем ярко проявилось отсутствие музыкальных рамок. В то время жанры были четко разделены: метал — так метал, панк — значит, панк, а иначе нельзя. А DEAD END в этом плане были классными и совершенно свободными, и это привлекло меня в первую очередь.

И: И это оказало влияние и на Вас.
Н: Да. И все участники группы L’Arc~en~Ciel очень любили DEAD END, так что только скажешь: «Сыграем эту песню!», и все тут же могли сыграть ее. Не то, что бы мы сознательно копировали, но эта музыка полностью проникла в душу. Действительно, мы были полностью увлечены.

И: Понятно. Чем особенно Вам нравится Морри-сан как вокалист?
Н: Его голос приятен для слуха, но при этом в нем есть замечательное качество — необузданная свобода. На самом деле очень трудно одновременно выражать обе стороны, чаще всего люди склоняются в ту или иную сторону. Наверное, Морри-сан так любим, что на высоком уровне может выражать и то, и то. Конечно, тут важную роль играют и основные качества голоса.

И: Морри-сан, а когда Вы впервые узнали о L’Arc~en~Ciel?
М: Сначала был альбом DUNE, думаю, это было в 1993 году, мне принесли его послушать со словами: «Как похоже на DEAD END!» Ничего особенно похожего я не нашел, но мне понравился созданный ими мир. И потом я время от времени слушал, мне понравился характерный голос Хайда.

И: А когда Вы впервые побывали на концерте?
М: На самом деле я впервые увидел Хайда в Вампс. Это было, когда они приезжали в Нью-Йорк. Как только что сказал Хайд, есть сложность в том, насколько во время пения сможешь сохранить свободу выражения. Но Хайд смог осуществить это в своем стиле.

И: Как сказал Хайд, в 80 годы в мире музыки царило жесткое разделение на жанры. Однако
DEAD END были особенно интересны тем, что использовали самые разные элементы и краски в своих альбомах. И сейчас, после прослушивания трибьютного альбома, это становится особенно заметно.

Н: У DEAD END очень красивые мелодии, красивые и запоминающиеся. В основе своей это способ создания песен жанра «метал». Сначала пишутся гитарные рифы, а потом сверху накладывается мелодия.
М: Да, мелодию всегда добавляли в конце.
Н: Да, я всегда думал, сколько вы достигли, используя такой способ. Стандартно в метал добавляют мелодию в унисон с рифами, но у DEAD END получается очень приятная, цепляющая мелодия.

И: Ю-сан пишет рифы и основу музыки, затем в группе ей придают форму, и затем, Морри-сан, Вы сочиняете мелодию и пишите текст. Этот способ, который был в 80-е годы, остался неизменным и сейчас, после воссоединения группы?
М: Да, в основном все так же. Ю пишет основу, и остальные делают то, нравится. Это осталось неизменным. И я могу добавить мелодию, которая мне нравится, и стихи, которые мне нравятся.

И: В DEAD END все участники обладают яркими индивидуальностями, и просто удивительно, что в итоге получаются цельные произведения.
М: В группе в основном происходит химическая реакция, 1+1+1+1 получаются даже не числа 5 или 6, а луна или космос, что-то совершенно иное в качественном отношении, и в этом истинный смысл группы. И я думаю, что в этом плане способ работы в DEAD END наиболее близок к идеальному. Конечно, если до конца не понимать, то возникают и определенные трудности. Поэтому Ю создает что-то вроде фундамента, затем все участники, расширяя свою внутреннюю амплитуду, свободно работают над ним, экспериментируют. Я еще работаю и в Creature Creature, но в DEAD END более удобно, меньше давит ответственность.

И: Вот как.
М: В Creature Creature и соло устаю гораздо больше (смех).

И: Хайдо-сан, Вы тоже работаете и в L’Arc~en~Ciel и в Вампс, что Вы скажете на это?
Н: L’Arc~en~Ciel близки к DEAD END. Но я отказался от написания мелодий. «До сих пор я это делал, но теперь по времени совершенно не успеваю!»(смех). «Пусть автор музыки придумывает и мелодию». Но, возможно, и не в такой степени, как в DEAD END, у нас тоже появляются разные идеи и порой развитие идет в интересном направлении. Напротив, в Вампс мы вдвоем с Казом и сочиняем в соответствии с собственным вкусом. Так что я получаю удовольствие в обоих случаях.

И: А теперь давайте поговорим о трибьютном альбоме. Хайдо-сан исполнил первую песню с альбома «SHAMBARA» под названием «Embryo Burning». Вы сами выбрали эту песню?
Н: Да. В этот раз меня сразу спросили: «Что хотите спеть?» И так же опросили не только вокалистов, но и всех остальных музыкантов. И только когда настало время петь, я узнал, кто еще участвует в записи этой песни.

И: Однако на басу играл Окано Хадзиме, которого вы знаете как продюссера L’Arc~en~Ciel и DEAD END.
Н: Да, замечательно сыграл.
М: Наверное, Окано-сан уже давно не участвовал в записи в качестве басиста.

И: Думается, что кавер проникнут любовью к оригиналу. На что Вы больше всего обращали внимание во время записи, Хайдо-сан?
Н: Я делал различные каверы с Вампс. И когда делаешь кавер, мне очень нравится не ограничиваться исходной формой, а изменить ее, оставив только мелодию. Но в этот раз было еще сильное чувство: «Превзойти оригинал». Как бы это сказать.. Оригинал был записан в то время, когда мне еще не было и 20 лет. И я всегда думал: «Надо же, в то время смогли записать настолько хорошее звучание!». Сейчас уже 2013 год, так что имело смысл с помощью современных технологий превзойти оригинал. Поэтому и продюсеру Окано-сан говорил: «Надо собрать знающих профессионалов и хорошую аппаратуру!» (смех).
И: Морри-сан, Вы послушали, что получилось, и как Вам?
М: Когда люди слушают, как другие поют их песни, то обычно думают: «Тут не так, тут не так..» (смех). Но тут я даже смутился, настолько Хайд смог войти в саму песню. Конечно, сам Хайд тоже проявляет себя, песня приобрела несколько мужской характер, но я слушал ее и улыбался. Да, да, хорошо получилось!

Н: А Вы помните, в какой ситуации записывали этот альбом?
М: Помню, что именно?

Н: Например, сколько длилась запись?
М: Запись альбома была очень ненормальной. Начали в конце 1987 года, продолжили в 1988 году. Записывали примерно 3 песни в месяц, всего около трех месяцев.

Н: Вот как!
М: Да, Ю-кун всегда все делал в последний момент. Даже если не получается, все равно нужно было успеть в месяц написать три песни, и затем записывать. «Embryo Burning» мы записали как раз первой или второй.

Н: За короткое время?
М: Время?

Н: Ведь написать мелодию и текст нужно время.
М: Если писать три песни в месяц, то времени достаточно. Конечно, это все довольно неопределенно.

И: И я тоже хочу спросить кое-что. Фраза во вступлении к этой песне производит сильное впечатление. Кто придумал эту аранжировку?
М: Да, это сильное место. Когда Ю-кун сочинил эту песню, эта фраза была сразу. Там наложено, наверное, гитар 10.

Н: Хотя в этот раз у меня был вызов — сделать лучше оригинала, но в конце концов, я понял, что это невозможно (смех). И хотя копия получилась хорошей, но я снова понял, что есть какие-то нюансы, какие-то моменты, которые может передать только сам автор.
М: Да, наверное, есть что-то такое… что нельзя превзойти только с помощью техники.

Н: Я старался изо всех сил, фраза за фразой.. то, что не предать нотами. Есть вещи, которые сложно выразить.

И: Но я думаю, что этот кавер в полной мере выражает любовь к DEAD END и Морри-сан. Есть моменты, где образ Хайда накладывается на образ Морри -сан, и оттенки самого Хайда тоже проявились полностью.

М: Да, очень хорошо получилось.

И: Думаю, что люди, которые не знакомы с DEAD END, послушают альбом и найдут его замечательным. Совершенно отсутствует ощущение, что песни старые.

Н: Я так бы и взял их, в таком виде (смех).
М: Пожалуйста, используйте! (смех).

И: А если бы представился случай, есть ли песня, в которой бы Вы хотели попробовать свои силы?
Н: На меня самого большое влияние оказал свободный вокал Морри-сан. Например, песни с длинным тоном (long ton). Мне хотелось бы спеть песни из сольного альбома Морри-сан. Очень люблю сольный альбом.
М: Вот как?

Н: Конечно! (смех). Хочу спеть, например, «Кими-ва…» (начинает напевать “Kosmos no naka ni”).
М: Точно?
Н: Но все равно оригинал не превзойти.
М: Нет, нет, непременно удастся превзойти.
Н: Но если я буду в следующий раз делать кавер, то хочу полностью изменить форму.

И: В этом трибьютном альбоме собраны песни как с самого первого, индисовского альбома, так и с альбома 2009 года. Мне кажется, получился хороший баланс новых и старых песен. Что Вы думаете, Морри-сан, когда послушали завершенный альбом?

М: Я послушал его, мне было очень интересно. Понятно, что все участники трибьюта любят DEAD END, но есть вещи, которые не поймешь, пока сам не сделаешь.. И очень хорошо передана степень любви, особенно через вокал (смех).

Н: Значит, это чувствуется, когда слушаешь?
М: Да. Поэтому и интересно.

Н: Я познакомился с DEAD END в юности, в то время, когда влияние музыки наиболее сильно, поэтому действительно очень проникся.

М: Да, и не только вокалисты, но и все остальные участники действительно любят DEAD END, так что я слушал этот альбом с улыбкой.

И: В настоящее время выходят альбомы каверов разных типов — и те, где сохраняется полная верность оригиналу, и те, где, напротив, подчеркивается индивидуальность исполнителя. Но очень редко в последнее время появляются трибьютные альбомы, которые проникнуты такой любовью к оригиналу и бережному отношению к музыке.

М: Это очень чувствуется. И еще, даже когда следуют оригиналу, собственная индивидуальность все равно проявляется, так что есть очень милые моменты (смех). Да, я получил удовольствие!

И: Хайдо -сан, на Ваши песни часто делают каверы, недавно был выпущен и трибьютный альбом L’Arc~en~Ciel . В этих случаях Вы чувствуете что-то похожее на то, о чем говорит Морри-сан?
Н: Да, это очень радостно. Ведь кавер — это настоящее выражение любви со стороны музыкантов. Например, когда Ясу из АВС поет мои песни, это очень чувствуется.

И: Первый альбом «DEAD LINE» вышел в 1986 году, и теперь песни оттуда, записанные в 2013 году, обрели свое второе рождение и их может слушать новое поколение, которое не знает группу прошлых лет. Это очень поразительно.

Н: Напротив, удивительно то, что трибьютный альбом вышел только сейчас. Думаю, что нет другой настолько любимой группы, как DEAD END.

И: Да, было бы неудивительно, если бы такой альбом вышел даже в то время, когда группа не вела активную деятельность.
Н: Конечно.

И: Но теперь группа возобновила свою деятельность, выпускает новую музыку, проводит концерты, у нее появляются новые поклонники. И теперь благодаря Хайдо-сан и другим артистам, на которых DEAD END оказала большое влияние, молодежь сможет узнать и прошлое DEAD END. Думаю, что благодаря этому трибьютному альбому появятся и новые фанаты группы.
М: Это было бы очень хорошо.

И: А что если всем участникам трибьютного альбома собраться вместе и устроить концерт, это было бы интересно?
Н: О? Хорошая мысль! (смех).
М: Хотел бы я быть зрителем на этом концерте. (смех).
Н: Это же очень интересно.
М: Звучит заманчиво. Нет ничего более приятного, чем услышать те песни, которые мне нравились в молодости и вернуть те же чувства. Именно удовольствие от этой музыки и есть наш исходный пункт… Очень хотел бы посмотреть (смех).

И: Что, хотите только посмотреть, но самому не выступать?
М: Нет, нет.. А, я буду подпевать!

Н: Вторым голосом? (смех)
М: Да, буду подпевать Хайду, когда он будет петь «Embryo Burning» (смех).